eng рус
 
 
         
 
 
Видео

Меморандум

МЕМОРАНДУМ

ЧЕТВЕРТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА

«АНТИКОНТРАФАКТ-2016»

 

Мы, участники IV Международного форума «Антиконтрафакт-2016», принимая во внимание итоги дискуссий, состоявшихся , на секциях:

 

  1. защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Результаты деятельности правоохранительных, таможенных и административных органов государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС);

  2. средства и методы маркировки, создание систем прослеживания промышленной продукции – технологические формы противодействия незаконному обороту промышленной продукции в государствах-членах ЕАЭС;

  3. техническое регулирование и правовые вопросы защиты и повышения качества контроля рынка;

  4. противодействие незаконному обороту продукции промышленности строительных материалов. Опыт цементной отрасли. Промышленная кооперация ЕАЭС;

  5. роль средств массовой информации в противодействии незаконному обороту промышленной продукции;

  6. идеи, методология и подходы в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. Формирование кадрового потенциала в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;


 

в рамках «круглых столов»:

- противодействие незаконному обороту продукции химической промышленности, в том числе парфюмерно-косметической продукции;

- противодействие незаконному обороту продукции в сфере здравоохранения;


 

в рамках «панельной дискуссии» противодействие незаконному обороту продукции пищевой промышленности

 

считаем необходимым отметить:

 

  • необходимость закрепления правового статуса Международного форума «Антиконтрафакт» в качестве евразийской диалоговой площадки для органов государственной власти, общественных, научных и образовательных организаций, правообладателей, производителей и иных заинтересованных лиц;

  • взаимосвязь различных форм незаконного оборота промышленной продукции (товаров, в том числе услуг), включая производство, реализацию, ввоз на территорию государств-членов ЕАЭС и вывоз с территории государств-членов ЕАЭС, транспортировку, хранение, уничтожение товаров, изъятых из незаконного оборота, в том числе контрафактных (нарушающих исключительные права правообладателей), фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных товаров (если такая регистрация носит обязательный характер) и пр.;

  • усиление внимания правительств и гражданского общества государств-членов ЕАЭС к теме незаконного оборота промышленной продукции и поиску эффективных инструментов противодействия этим негативным явлениям;

  • значительный рост угроз и вызовов, которые несет в себе незаконный оборот промышленной продукции, влияющий на качество жизни подавляющей части граждан, конкурентной среды, безопасности национальных экономик государств-членов ЕАЭС;

  • общность интересов граждан, предпринимательского сообщества и государства в деле противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

  • необходимость повышения уровня скоординированности политики государств-членов ЕАЭС в сфере противодействия незаконному обороту продукции, в том числе в части выработки и внедрения единых или согласованных требований к организации производства (GMP), дистрибьюции (GDP) и лабораторных исследований (GLP), отвечающих или превышающих уровень лучших мировых практик;

  • необходимость формирования действенного механизма взаимодействия всех заинтересованных законодательных, контролирующих органов власти и правоохранительных органов, правообладателей, потребителей, институтов гражданского общества в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

  • отсутствие единой для ЕАЭС системы мониторинга (сбора информации, ее оценки, анализа и прогноза) ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции;

  • преобладание среди мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции в ЕАЭС мер юридической ответственности за совершенные правонарушения в ущерб мерам ранней профилактики таких нарушений;

  • необходимость внедрения риск-ориентированного подхода при проведении государственного контроля и надзора за оборотом продукции, в том числе в зависимости от рисков причинения вреда в результате нарушения правил такого оборота;

  • неразвитость системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной;

  • необходимость организации обучающих программ для предпринимателей и просветительских программ для граждан по вопросам защиты своих прав в сфере противодействия незаконному обороту товаров;

 

принимая во внимание современные вызовы и угрозы, которые несут в себе реалии незаконного оборота промышленной продукции для граждан, предпринимательского сообщества и государства, предлагаем:

 

  1. В сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности:

 

  1. Рекомендовать правоохранительным, таможенным и иным контролирующим органам государств-членов ЕАЭС активизировать работу в сфере противодействия производству, ввозу и обороту товаров с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности (контрафактных товаров).

  2. Признать необходимость формирования контактных центров в правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органах государств-членов ЕАЭС и определения ответственных должностных лиц
    по обеспечению координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членах ЕАЭС в рамках соответствующего международного договора, заключенного 8 сентября 2015 года в г. Гродно.

  3. Активизировать работу по формированию Подкомитета по координации действий уполномоченных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности при Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК).

  4. Признать необходимость внедрения в государствах-членах ЕАЭС единой системы учета правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности, ее консолидации на уровне ЕЭК с целью анализа и прогнозирования ситуации в сфере оборота контрафактной продукции и внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля и надзора за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности при производстве, ввозе и обороте промышленной продукции.

  5. Продолжить проработку вопросов усиления и гармонизации гражданской, уголовной и административной ответственности за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членах ЕАЭС.

  6. Активизировать борьбу с распространением контрафактных товаров посредством сети «Интернет» и признать целесообразность формирования в государствах-членах ЕАЭС законодательной базы, обеспечивающей упрощенный механизм блокирования Интернет-сайтов, посредством которых реализуются контрафактные товары.

  7. Признать целесообразность разработки современных стандартов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и формализованных алгоритмов сбора доказательной базы нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети «Интернет».

  8. Признать необходимость предоставления полномочий таможенным органам государств-членов ЕАЭС в сфере пресечения нарушений патентного законодательства, а также полномочий по возбуждению и расследованию уголовных дел по фактам нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

  9. Активизировать работу по включению в право ЕАЭС норм, обеспечивающих функционирование Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

  10. Продолжить проработку согласованных подходов по вопросу обеспечения защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.

  11. Признать необходимость, в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году в России, активизации работы контролирующих органов государств-членов ЕАЭС в сфере защиты символики Международной федерации футбола (FIFA).

  12. Признать целесообразным проведение обучающих семинаров и тренингов по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности для сотрудников правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органов государств-членов ЕАЭС как на национальном, так и на уровне ЕАЭС.

  13. Активизировать процесс принятия международных договоров в сфере правовой охраны товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, авторского права и смежных прав.

  14. Принять меры по разработке действенного механизма применения принудительного лицензирования с целью предотвращения злоупотреблений исключительными правами и обеспечения национальной безопасности государств-членов ЕАЭС и реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций.

  15. Признать необходимость всесторонней проработки норм, обеспечивающих эффективную охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности при подготовке международных договоров Евразийского экономического союза с третьими странами.

  16. Продолжить работу по совершенствованию права ЕАЭС в области исчерпания исключительного права на товарный знак с целью обеспечения развития конкуренции и предотвращения роста объемов ввоза контрафактных товаров.

  17. Признать целесообразность применения системных мер профилактики правонарушений, предусматривающих, в частности, проведение выставок контрафактной продукции, разъяснительной работы путем публикаций в центральных СМИ государств-членов ЕАЭС, организации конкурсов по лучшим практикам борьбы с контрафактом и т.п.


 

  1. В сфере создания систем контроля обращения, в том числе маркировки, промышленной продукции:

 

С целью минимизации издержек государств-членов ЕАЭС по созданию и сопровождению национальных систем прослеживания и обеспечения возможности использования единых сервисов прослеживания товаров на период создания собственных систем:

  1. Рекомендовать ЕЭК рассмотреть возможность организации работ по гармонизации (создания, в случае необходимости) стандартов и универсальных правил обмена информацией между государствами-членами ЕАЭС о движении маркированных товаров.

  2. Определить общие минимальные требования к национальным информационным системами прослеживаемости товаров.

  3. Определить общие подходы к формированию перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, общих подходов к консолидации и представлению информации, а также принципов генерации идентификационных кодов для государств-членов ЕАЭС.

  4. С целью снижения доли незаконного оборота промышленной продукции в отрасли железнодорожной промышленности, а также изменения сложившейся структуры вторичного использования запчастей с подвижного состава, выслужившего установленные гарантийные и пост-гарантийные сроки, рекомендовать создать межведомственную рабочую группу с представителями профильных ассоциаций при уполномоченных органах по координации деятельности по противодействию незаконному обороту промышленной продукции с задачей определения перечня необходимых действий для введения единой системы маркировки и прослеживания для выбранных групп запчастей.

  5. Создание при ЕЭК координационного органа по мониторингу незаконного оборота промышленной продукции, с определением порядка распределения статистической и аналитической информации, а так же по оценке устойчивости к подделке, дублированию, модификации и клонированию выбранных для национальных систем маркировки товаров носителей и элементов упаковки, с участием экспертного сообщества и профильных представителей бизнеса.

  6. Рекомендовать применение опыта использования RFID-логгеров для контроля условий для перевозки, хранения и переработки пищевых товаров. Уточнить возможность сопряжения данного технического решения с системами пищевой сертификации государств членов ЕАЭС.

  7. В связи с злоупотреблениями использования упрощенных систем налогообложения (патент и ЕНВД), для участников рынка меховых изделий, что выражается в искусственном дроблении юридических лиц и создания неравных конкурентных условий, предлагаем рекомендовать государствам-членам ЕАЭС предусмотреть невозможность применения данного механизма в отрасли.

 

  1. В сфере правового обеспечения защиты и повышения качества контроля рынка, в том числе технического регулирования продукции:

 

  1. Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС совместно с ЕЭК проработать вопрос о разработке и подписании Соглашения в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции либо о включении соответствующих положений в Договор о ЕАЭС.

  2. Выработать и внедрить единые или согласованные на территории ЕАЭС требования к организации производства (GMP), дистрибьюции (GDP) и лабораторных исследований (GLP), отвечающих или превышающих уровень лучших мировых практик.

  3. Продолжить работу по принятию и совершенствованию общих технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС), уделяя особое внимание всем основным группам «чувствительных» для населения и национальной безопасности товаров, которые представляют наибольший интерес для недобросовестных участников рынка.

  4. Создать Единый реестр не соответствующей требованиям технических регламентов государств-членов ЕАЭС продукции и юридических и физических лиц, производящих (производивших) или обращающих (обращавших) такую продукцию на территории ЕАЭС.

  5. Дополнить Договор о ЕАЭС положениями о единых мерах ответственности за нарушение требований общих технических регламентов ЕАЭС.

  6. Разработать и принять на уровне ЕАЭС план мероприятий по поэтапной унификации положений национального законодательства государств-членов ЕАЭС об административной и уголовной ответственности за нарушение требований технических регламентов, а также требований к организации производства, дистрибьюции и проведения лабораторных исследований в отношении промышленной продукции.

  7. Наладить сотрудничество и техническую поддержку в рамках ЕАЭС по линии органов по стандартизации, аккредитации и метрологии, развитию испытательных возможностей, обмена опытом выработки наилучших практик построения национальной инфраструктуры качества.

  8. Активизировать работу в рамках ЕАЭС по построению эффективной инфраструктуры качества.

  9. Активизировать деятельность государств-членов ЕАЭС по защите прав и интересов участников трансграничной электронной торговли с третьими странами.

  10. Внедрять современные инструменты и технические средства защиты и обеспечения прослеживаемости промышленной продукции.

  11. Поддержать инициативы по законодательному закреплению понятий «фальсифицированная промышленная продукция», «принудительный отзыв продукции», ужесточение требований в сфере сертификации, усилению ответственности недобросовестных предпринимателей, в том числе путем введения оборотных штрафов, обязательного возмещения убытков пострадавшей стороне в ощутимых размерах.

  12. Контролирующим органам государств-членов ЕАЭС более активно применять механизм принудительного отзыва продукции, а также поддержать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование механизма принудительного отзыва продукции.

  13. Ускорить принятие пакета нормативных правовых актов ЕАЭС, регулирующих вопросы обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

  14. Рекомендовать специалистам в области ветеринарии и владельцам животных информировать соответствующие контролирующие органы о неблагоприятных последствиях применения лекарственных препаратов и случаях выявления недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств для ветеринарного применения.

  15. Поддержать предложения по включению в правила сертификации детских удерживающих устройств обязательное тестирование образцов на территории ЕАЭС и введению обязательных требований о проведении производителем регулярных омологационных испытаний на территории ЕАЭС.

  16. Рекомендовать отраслевым ассоциациям в рамках отдельных отраслей применять положительный опыт саморегулирования производителей кабельно-проводниковой промышленности.

 

  1. В сфере противодействия незаконному обороту продукции промышленности строительных материалов:

 

  1. Направить обращения в Правительства государств-членов ЕАЭС с целю постановки задачи ЕЭК по проработке вопроса о создании системы нотификации на Евразийском уровне и подготовке проекта решения Совета глав государств о введении процедуры нотификации аккредитованных органов по сертификации для работы по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Союза, а также о разработке и утверждении единых критериев, принципов и процедуры нотификации.

  2. Рекомендовать ЕЭК обеспечить принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций» для решения единого подхода к промышленности строительных материалов (ПСМ) в рамках подтверждения соответствия.

  3. Рекомендовать ЕЭК объявить конкурс на проведение научного исследования на тему «Оценка состояния рынка строительных материалов в ЕАЭС и разработка предложений по совершенствованию мер противодействия их незаконному обороту».

  4. Рекомендовать антимонопольным органам государств-членов ЕАЭС и ЕЭК включать в ежегодные доклады о состоянии конкуренции разделы, посвященные оценке состояния конкуренции на рынках строительных материалов.

  5. Отметить рассмотрение проекта Соглашения об образовании «Евразийской технологической платформы» промышленность строительных материалов» с участием ведущих научно-исследовательских институтов, институтов развития и аналитических компаний в сфере производства строительных материалов государств-членов ЕАЭС, которые в целом одобрили его принятие и рекомендовали внести его на утверждение коллегиальными органами ЕАЭС. Рекомендовать ЕЭК проработать с государствами-членами ЕАЭС проект Соглашения об образовании «Евразийской технологической платформы» промышленность строительных материалов» для его последующего подписания и проведения процедуры создания данной техплатформы.

  6. Рекомендовать провести в 2017 году совместные мероприятия контрольно-надзорных органов и уполномоченных правоохранительных органов государств-членов ЕАЭС по пресечению незаконного оборота строительной продукции.

  7. Предусмотреть в предлагаемом для создания Едином реестре не соответствующей требованиям технических регламентов государств-членов ЕАЭС продукции и юридических и физических лиц, производящих (производивших) или обращающих (обращавших) такую продукцию на территории ЕАЭС, раздел, посвященный строительным материалам.

  8. Рекомендовать ЕЭК проработать вопрос по законодательному определению правового статуса эксперта-аудитора в техническом регулировании в части установления квалификационных требований к экспертам аудиторам и порядка подтверждения компетентности экспертов-аудиторов.

  9. Разработать модельные нормы об административной и уголовной ответственности за незаконный оборот строительной продукции для целей их имплементации в национальное законодательство государств-членов ЕАЭС.

 

  1. В части повышения роли средств массовой информации в противодействии незаконному обороту продукции:

 

  1. Учредить при Международной ассоциации «Антиконтрафакт» дискуссионный клуб журналистов, пишущих на темы противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

  2. Заинтересованным органам власти государств-членов ЕАЭС учредить специальные премии за лучшие журналистские расследования года в сфере незаконного оборота отдельных видов продукции.

  3. Рекомендовать Международной ассоциации «Антиконтрафакт» провести в 2017 году опрос журналистов государств-членов ЕАЭС, пишущих на темы противодействия незаконному обороту продукции, о фактах воспрепятствования проведению таких расследований и подготовить аналитическую записку по результатам такого опроса для органов прокуратуры государств-членов ЕАЭС.

  4. Рассмотреть возможность выпуска печатного издания с рабочим названием «Антиконтрафакт» на базе федерального еженедельника «Новый вторник» (в качестве общенациональной вкладки к газете «Мир новостей» и двадцати региональным изданиям, периодичность – 1 раз в месяц), рассказывающей об опыте работы государств-членов ЕАЭС по искоренению таких социально опасных явлений, как незаконный оборот, а также о методах и способах противодействия этому злу, несущему угрозу безопасности как здоровью граждан, так и самих государств.

  5. Рекомендовать государственным органам, общественным организациям, профессиональным союзам и ассоциациям, научным и коммерческим организациям государств-членов ЕАЭС использовать площадку международной видео-сети «Антиконтрафакт» в целях продвижения информации о противодействии незаконному обороту промышленной продукции.

  6. Усилить контроль за созданием, распространением и использованием контрафактных баз данных при информационной поддержке профессиональных журналистских сообществ.

 

  1. В части стимулирования выдвижении и реализации новых идей, методологий и подходов в борьбе с незаконным оборотом продукции

 

  1. Рассмотреть вопрос об учреждении специальных государственных премий и(или) премий правительств государств-членов ЕАЭС, специальной премии ЕЭК за разработку и внедрение высокоэффективных инновационных технологий и техники в области предупреждения незаконного оборота отдельных видов промышленной продукции.

  2. Рассмотреть вопрос о возможности создания при ЕЭК Научно-исследовательского центра (института) мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в ЕАЭС.

  3. Национальным академиям наук государств-членов ЕАЭС рассмотреть вопрос об учреждении именных медалей и премий за создание научных трудов по проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

  4. Национальным объединениям кинематографистов, работников телевидения и радиовещания рассмотреть вопрос об учреждении специальных номинаций ежегодных национальных конкурсов документальных и художественных произведений, посвященных раскрытию темы борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.

  5. Международной ассоциации «Антиконтрафакт» рассмотреть вопрос об учреждении общественной награды (наград) за выдающийся вклад в деле борьбы с незаконным оборотом товаров, в том числе с оборотом фальсифицированной и пиратской продукции.

 

  1. В области формирования кадрового потенциала в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности отмечаем необходимость:

 

  1. Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС разработать профессиональные стандарты в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и борьбы с источниками формирования теневой экономики.

  2. Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС разработать образовательные стандарты для подготовки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и борьбы с источниками формирования теневой экономики.

  3. Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС провести комплексные фундаментальные межгосударственные исследования по проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции и борьбы с источниками формирования теневой экономики.

  4. Государствам-членам ЕАЭС создать единый реестр объектов интеллектуальной собственности.

  5. Рекомендовать Международной ассоциации «Антиконтрафакт» ежегодно проводить Международный конкурс идей «Молодежь за цивилизованный бизнес» на лучшую молодежную работу по проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, борьбы с источниками формирования теневой экономики, итоги которого подводить в канун проведения очередного Международного форума «Антиконтрафакт».

 

  1. В сфере противодействия незаконному обороту продукции пищевой промышленности отмечаем необходимость:

 

  1. Разработать систему противодействия фальсификации пищевых продуктов, включающую профилактику, выявление и принятие санкций к изготовителю фальсифицированной продукции.

  2. Создать методику проведения репрезентативного мониторинга, на наличие фальсифицированной продукции, позволяющую с высокой степенью достоверности экстраполировать полученные результаты.

  3. Разработать алгоритм выявления фальсифицированной продукции.

  4. Разработать новые и внести изменения в действующие нормативные документы (ТР ТС, ГОСТ), позволяющие выявлять признаки фальсификации пищевых продуктов

  5. Сформировать и утвердить список экспертов по установлению и отнесению продукции в разряд фальсификата.

 

  1. В сфере противодействия незаконному обороту продукции в области здравоохранения отмечаем необходимость:


 

  1. Усилить национальные законодательства, внедряя комплексные меры по борьбе с нелегальной продукцией, в том числе стандарты обеспечения качества и систему прослеживания оборота фармацевтической и медицинской продукции, а также разрабатывать специальные нормативные положения для контроля за продажей медикаментов и других жизнено важных товаров посредством сети«Интернет».

  2. Рассмотреть возможность подписания и ратификации Конвенции Совета Европы по фальсификации средств медицинского применения и сходным преступлениям, угрожающим здоровью населения - Медикрим.

  3. Усилить межведомственное и межгосударственное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту медицинской продукции.


 

  1. В сфере противодействия незаконному обороту продукции химической промышленности, в том числе парфюмерно-косметической продукции, отмечаем необходимость:

  2. Констатировать, что производство и распространение контрафактной продукции является хорошо налаженным преступным бизнесом, носящим международный характер. Это требует усиления взаимодействия правоохранительных и таможенных органов государств-членов ЕАЭС в этой сфере с привлечением наиболее ответственных бизнес ассоциаций путем формирования в рамках ЕЭК специального консультативного органа, который мог бы вырабатывать рекомендации по совершенствованию механизмов борьбы с оборотом контрафактной продукции.

  3. Усилить контроль за производством и распространением контрафактной продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, этому должно способствовать формирование новых или усиление действующих специализированных подразделений по борьбе с контрафактом в правоохранительных органах государств-членов ЕАЭС.

  4. Усовершенствовать процедуру уничтожения конфискованной контрафактной продукции, в частности, обеспечить допуск правообладателей к процедуре уничтожения конфискованной контрафактной продукции.

  5. Решить проблему уничтожения средств производства и другого оборудования, используемого для производства контрафактной продукции, так как зачастую захваченное в рамках проведения операций производственное оборудование возвращается законному владельцу, якобы ничего не знавшего о его незаконном использовании.

  6. Внести в уголовное законодательство положения, гарантирующие уничтожение оборудования, используемого для производства контрафактной продукции.

 


 


 

 
Прямая речь
24.04.2013 | 00:00
0
 
Распространение субъектов, участвующих в производстве, распределении и продаже контрафактной и пиратской продукции в настоящее время достигло масштабов, непредвиденных десять лет назад.
 
 
Члены международной ассоциации