МЕМОРАНДУМ
ЧЕТВЕРТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА
«АНТИКОНТРАФАКТ-2016»
Мы, участники IV Международного форума «Антиконтрафакт-2016», принимая во внимание итоги дискуссий, состоявшихся , на секциях:
-
защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Результаты деятельности правоохранительных, таможенных и административных органов государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС);
-
средства и методы маркировки, создание систем прослеживания промышленной продукции – технологические формы противодействия незаконному обороту промышленной продукции в государствах-членах ЕАЭС;
-
техническое регулирование и правовые вопросы защиты и повышения качества контроля рынка;
-
противодействие незаконному обороту продукции промышленности строительных материалов. Опыт цементной отрасли. Промышленная кооперация ЕАЭС;
-
роль средств массовой информации в противодействии незаконному обороту промышленной продукции;
-
идеи, методология и подходы в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции. Формирование кадрового потенциала в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
в рамках «круглых столов»:
- противодействие незаконному обороту продукции химической промышленности, в том числе парфюмерно-косметической продукции;
- противодействие незаконному обороту продукции в сфере здравоохранения;
в рамках «панельной дискуссии» противодействие незаконному обороту продукции пищевой промышленности
считаем необходимым отметить:
-
необходимость закрепления правового статуса Международного форума «Антиконтрафакт» в качестве евразийской диалоговой площадки для органов государственной власти, общественных, научных и образовательных организаций, правообладателей, производителей и иных заинтересованных лиц;
-
взаимосвязь различных форм незаконного оборота промышленной продукции (товаров, в том числе услуг), включая производство, реализацию, ввоз на территорию государств-членов ЕАЭС и вывоз с территории государств-членов ЕАЭС, транспортировку, хранение, уничтожение товаров, изъятых из незаконного оборота, в том числе контрафактных (нарушающих исключительные права правообладателей), фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных товаров (если такая регистрация носит обязательный характер) и пр.;
-
усиление внимания правительств и гражданского общества государств-членов ЕАЭС к теме незаконного оборота промышленной продукции и поиску эффективных инструментов противодействия этим негативным явлениям;
-
значительный рост угроз и вызовов, которые несет в себе незаконный оборот промышленной продукции, влияющий на качество жизни подавляющей части граждан, конкурентной среды, безопасности национальных экономик государств-членов ЕАЭС;
-
общность интересов граждан, предпринимательского сообщества и государства в деле противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
-
необходимость повышения уровня скоординированности политики государств-членов ЕАЭС в сфере противодействия незаконному обороту продукции, в том числе в части выработки и внедрения единых или согласованных требований к организации производства (GMP), дистрибьюции (GDP) и лабораторных исследований (GLP), отвечающих или превышающих уровень лучших мировых практик;
-
необходимость формирования действенного механизма взаимодействия всех заинтересованных законодательных, контролирующих органов власти и правоохранительных органов, правообладателей, потребителей, институтов гражданского общества в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
-
отсутствие единой для ЕАЭС системы мониторинга (сбора информации, ее оценки, анализа и прогноза) ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции;
-
преобладание среди мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции в ЕАЭС мер юридической ответственности за совершенные правонарушения в ущерб мерам ранней профилактики таких нарушений;
-
необходимость внедрения риск-ориентированного подхода при проведении государственного контроля и надзора за оборотом продукции, в том числе в зависимости от рисков причинения вреда в результате нарушения правил такого оборота;
-
неразвитость системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной;
-
необходимость организации обучающих программ для предпринимателей и просветительских программ для граждан по вопросам защиты своих прав в сфере противодействия незаконному обороту товаров;
принимая во внимание современные вызовы и угрозы, которые несут в себе реалии незаконного оборота промышленной продукции для граждан, предпринимательского сообщества и государства, предлагаем:
-
В сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности:
-
Рекомендовать правоохранительным, таможенным и иным контролирующим органам государств-членов ЕАЭС активизировать работу в сфере противодействия производству, ввозу и обороту товаров с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности (контрафактных товаров).
-
Признать необходимость формирования контактных центров в правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органах государств-членов ЕАЭС и определения ответственных должностных лиц
по обеспечению координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членах ЕАЭС в рамках соответствующего международного договора, заключенного 8 сентября 2015 года в г. Гродно. -
Активизировать работу по формированию Подкомитета по координации действий уполномоченных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при Консультативном комитете по интеллектуальной собственности при Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК).
-
Признать необходимость внедрения в государствах-членах ЕАЭС единой системы учета правонарушений и преступлений в сфере интеллектуальной собственности, ее консолидации на уровне ЕЭК с целью анализа и прогнозирования ситуации в сфере оборота контрафактной продукции и внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля и надзора за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности при производстве, ввозе и обороте промышленной продукции.
-
Продолжить проработку вопросов усиления и гармонизации гражданской, уголовной и административной ответственности за нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности в государствах-членах ЕАЭС.
-
Активизировать борьбу с распространением контрафактных товаров посредством сети «Интернет» и признать целесообразность формирования в государствах-членах ЕАЭС законодательной базы, обеспечивающей упрощенный механизм блокирования Интернет-сайтов, посредством которых реализуются контрафактные товары.
-
Признать целесообразность разработки современных стандартов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и формализованных алгоритмов сбора доказательной базы нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети «Интернет».
-
Признать необходимость предоставления полномочий таможенным органам государств-членов ЕАЭС в сфере пресечения нарушений патентного законодательства, а также полномочий по возбуждению и расследованию уголовных дел по фактам нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
-
Активизировать работу по включению в право ЕАЭС норм, обеспечивающих функционирование Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
-
Продолжить проработку согласованных подходов по вопросу обеспечения защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.
-
Признать необходимость, в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году в России, активизации работы контролирующих органов государств-членов ЕАЭС в сфере защиты символики Международной федерации футбола (FIFA).
-
Признать целесообразным проведение обучающих семинаров и тренингов по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности для сотрудников правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органов государств-членов ЕАЭС как на национальном, так и на уровне ЕАЭС.
-
Активизировать процесс принятия международных договоров в сфере правовой охраны товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, авторского права и смежных прав.
-
Принять меры по разработке действенного механизма применения принудительного лицензирования с целью предотвращения злоупотреблений исключительными правами и обеспечения национальной безопасности государств-членов ЕАЭС и реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций.
-
Признать необходимость всесторонней проработки норм, обеспечивающих эффективную охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности при подготовке международных договоров Евразийского экономического союза с третьими странами.
-
Продолжить работу по совершенствованию права ЕАЭС в области исчерпания исключительного права на товарный знак с целью обеспечения развития конкуренции и предотвращения роста объемов ввоза контрафактных товаров.
-
Признать целесообразность применения системных мер профилактики правонарушений, предусматривающих, в частности, проведение выставок контрафактной продукции, разъяснительной работы путем публикаций в центральных СМИ государств-членов ЕАЭС, организации конкурсов по лучшим практикам борьбы с контрафактом и т.п.
-
В сфере создания систем контроля обращения, в том числе маркировки, промышленной продукции:
С целью минимизации издержек государств-членов ЕАЭС по созданию и сопровождению национальных систем прослеживания и обеспечения возможности использования единых сервисов прослеживания товаров на период создания собственных систем:
-
Рекомендовать ЕЭК рассмотреть возможность организации работ по гармонизации (создания, в случае необходимости) стандартов и универсальных правил обмена информацией между государствами-членами ЕАЭС о движении маркированных товаров.
-
Определить общие минимальные требования к национальным информационным системами прослеживаемости товаров.
-
Определить общие подходы к формированию перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, общих подходов к консолидации и представлению информации, а также принципов генерации идентификационных кодов для государств-членов ЕАЭС.
-
С целью снижения доли незаконного оборота промышленной продукции в отрасли железнодорожной промышленности, а также изменения сложившейся структуры вторичного использования запчастей с подвижного состава, выслужившего установленные гарантийные и пост-гарантийные сроки, рекомендовать создать межведомственную рабочую группу с представителями профильных ассоциаций при уполномоченных органах по координации деятельности по противодействию незаконному обороту промышленной продукции с задачей определения перечня необходимых действий для введения единой системы маркировки и прослеживания для выбранных групп запчастей.
-
Создание при ЕЭК координационного органа по мониторингу незаконного оборота промышленной продукции, с определением порядка распределения статистической и аналитической информации, а так же по оценке устойчивости к подделке, дублированию, модификации и клонированию выбранных для национальных систем маркировки товаров носителей и элементов упаковки, с участием экспертного сообщества и профильных представителей бизнеса.
-
Рекомендовать применение опыта использования RFID-логгеров для контроля условий для перевозки, хранения и переработки пищевых товаров. Уточнить возможность сопряжения данного технического решения с системами пищевой сертификации государств членов ЕАЭС.
-
В связи с злоупотреблениями использования упрощенных систем налогообложения (патент и ЕНВД), для участников рынка меховых изделий, что выражается в искусственном дроблении юридических лиц и создания неравных конкурентных условий, предлагаем рекомендовать государствам-членам ЕАЭС предусмотреть невозможность применения данного механизма в отрасли.
-
В сфере правового обеспечения защиты и повышения качества контроля рынка, в том числе технического регулирования продукции:
-
Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС совместно с ЕЭК проработать вопрос о разработке и подписании Соглашения в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции либо о включении соответствующих положений в Договор о ЕАЭС.
-
Выработать и внедрить единые или согласованные на территории ЕАЭС требования к организации производства (GMP), дистрибьюции (GDP) и лабораторных исследований (GLP), отвечающих или превышающих уровень лучших мировых практик.
-
Продолжить работу по принятию и совершенствованию общих технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС), уделяя особое внимание всем основным группам «чувствительных» для населения и национальной безопасности товаров, которые представляют наибольший интерес для недобросовестных участников рынка.
-
Создать Единый реестр не соответствующей требованиям технических регламентов государств-членов ЕАЭС продукции и юридических и физических лиц, производящих (производивших) или обращающих (обращавших) такую продукцию на территории ЕАЭС.
-
Дополнить Договор о ЕАЭС положениями о единых мерах ответственности за нарушение требований общих технических регламентов ЕАЭС.
-
Разработать и принять на уровне ЕАЭС план мероприятий по поэтапной унификации положений национального законодательства государств-членов ЕАЭС об административной и уголовной ответственности за нарушение требований технических регламентов, а также требований к организации производства, дистрибьюции и проведения лабораторных исследований в отношении промышленной продукции.
-
Наладить сотрудничество и техническую поддержку в рамках ЕАЭС по линии органов по стандартизации, аккредитации и метрологии, развитию испытательных возможностей, обмена опытом выработки наилучших практик построения национальной инфраструктуры качества.
-
Активизировать работу в рамках ЕАЭС по построению эффективной инфраструктуры качества.
-
Активизировать деятельность государств-членов ЕАЭС по защите прав и интересов участников трансграничной электронной торговли с третьими странами.
-
Внедрять современные инструменты и технические средства защиты и обеспечения прослеживаемости промышленной продукции.
-
Поддержать инициативы по законодательному закреплению понятий «фальсифицированная промышленная продукция», «принудительный отзыв продукции», ужесточение требований в сфере сертификации, усилению ответственности недобросовестных предпринимателей, в том числе путем введения оборотных штрафов, обязательного возмещения убытков пострадавшей стороне в ощутимых размерах.
-
Контролирующим органам государств-членов ЕАЭС более активно применять механизм принудительного отзыва продукции, а также поддержать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на совершенствование механизма принудительного отзыва продукции.
-
Ускорить принятие пакета нормативных правовых актов ЕАЭС, регулирующих вопросы обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
-
Рекомендовать специалистам в области ветеринарии и владельцам животных информировать соответствующие контролирующие органы о неблагоприятных последствиях применения лекарственных препаратов и случаях выявления недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств для ветеринарного применения.
-
Поддержать предложения по включению в правила сертификации детских удерживающих устройств обязательное тестирование образцов на территории ЕАЭС и введению обязательных требований о проведении производителем регулярных омологационных испытаний на территории ЕАЭС.
-
Рекомендовать отраслевым ассоциациям в рамках отдельных отраслей применять положительный опыт саморегулирования производителей кабельно-проводниковой промышленности.
-
В сфере противодействия незаконному обороту продукции промышленности строительных материалов:
-
Направить обращения в Правительства государств-членов ЕАЭС с целю постановки задачи ЕЭК по проработке вопроса о создании системы нотификации на Евразийском уровне и подготовке проекта решения Совета глав государств о введении процедуры нотификации аккредитованных органов по сертификации для работы по подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Союза, а также о разработке и утверждении единых критериев, принципов и процедуры нотификации.
-
Рекомендовать ЕЭК обеспечить принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций» для решения единого подхода к промышленности строительных материалов (ПСМ) в рамках подтверждения соответствия.
-
Рекомендовать ЕЭК объявить конкурс на проведение научного исследования на тему «Оценка состояния рынка строительных материалов в ЕАЭС и разработка предложений по совершенствованию мер противодействия их незаконному обороту».
-
Рекомендовать антимонопольным органам государств-членов ЕАЭС и ЕЭК включать в ежегодные доклады о состоянии конкуренции разделы, посвященные оценке состояния конкуренции на рынках строительных материалов.
-
Отметить рассмотрение проекта Соглашения об образовании «Евразийской технологической платформы» промышленность строительных материалов» с участием ведущих научно-исследовательских институтов, институтов развития и аналитических компаний в сфере производства строительных материалов государств-членов ЕАЭС, которые в целом одобрили его принятие и рекомендовали внести его на утверждение коллегиальными органами ЕАЭС. Рекомендовать ЕЭК проработать с государствами-членами ЕАЭС проект Соглашения об образовании «Евразийской технологической платформы» промышленность строительных материалов» для его последующего подписания и проведения процедуры создания данной техплатформы.
-
Рекомендовать провести в 2017 году совместные мероприятия контрольно-надзорных органов и уполномоченных правоохранительных органов государств-членов ЕАЭС по пресечению незаконного оборота строительной продукции.
-
Предусмотреть в предлагаемом для создания Едином реестре не соответствующей требованиям технических регламентов государств-членов ЕАЭС продукции и юридических и физических лиц, производящих (производивших) или обращающих (обращавших) такую продукцию на территории ЕАЭС, раздел, посвященный строительным материалам.
-
Рекомендовать ЕЭК проработать вопрос по законодательному определению правового статуса эксперта-аудитора в техническом регулировании в части установления квалификационных требований к экспертам аудиторам и порядка подтверждения компетентности экспертов-аудиторов.
-
Разработать модельные нормы об административной и уголовной ответственности за незаконный оборот строительной продукции для целей их имплементации в национальное законодательство государств-членов ЕАЭС.
-
В части повышения роли средств массовой информации в противодействии незаконному обороту продукции:
-
Учредить при Международной ассоциации «Антиконтрафакт» дискуссионный клуб журналистов, пишущих на темы противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
-
Заинтересованным органам власти государств-членов ЕАЭС учредить специальные премии за лучшие журналистские расследования года в сфере незаконного оборота отдельных видов продукции.
-
Рекомендовать Международной ассоциации «Антиконтрафакт» провести в 2017 году опрос журналистов государств-членов ЕАЭС, пишущих на темы противодействия незаконному обороту продукции, о фактах воспрепятствования проведению таких расследований и подготовить аналитическую записку по результатам такого опроса для органов прокуратуры государств-членов ЕАЭС.
-
Рассмотреть возможность выпуска печатного издания с рабочим названием «Антиконтрафакт» на базе федерального еженедельника «Новый вторник» (в качестве общенациональной вкладки к газете «Мир новостей» и двадцати региональным изданиям, периодичность – 1 раз в месяц), рассказывающей об опыте работы государств-членов ЕАЭС по искоренению таких социально опасных явлений, как незаконный оборот, а также о методах и способах противодействия этому злу, несущему угрозу безопасности как здоровью граждан, так и самих государств.
-
Рекомендовать государственным органам, общественным организациям, профессиональным союзам и ассоциациям, научным и коммерческим организациям государств-членов ЕАЭС использовать площадку международной видео-сети «Антиконтрафакт» в целях продвижения информации о противодействии незаконному обороту промышленной продукции.
-
Усилить контроль за созданием, распространением и использованием контрафактных баз данных при информационной поддержке профессиональных журналистских сообществ.
-
В части стимулирования выдвижении и реализации новых идей, методологий и подходов в борьбе с незаконным оборотом продукции
-
Рассмотреть вопрос об учреждении специальных государственных премий и(или) премий правительств государств-членов ЕАЭС, специальной премии ЕЭК за разработку и внедрение высокоэффективных инновационных технологий и техники в области предупреждения незаконного оборота отдельных видов промышленной продукции.
-
Рассмотреть вопрос о возможности создания при ЕЭК Научно-исследовательского центра (института) мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в ЕАЭС.
-
Национальным академиям наук государств-членов ЕАЭС рассмотреть вопрос об учреждении именных медалей и премий за создание научных трудов по проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
-
Национальным объединениям кинематографистов, работников телевидения и радиовещания рассмотреть вопрос об учреждении специальных номинаций ежегодных национальных конкурсов документальных и художественных произведений, посвященных раскрытию темы борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.
-
Международной ассоциации «Антиконтрафакт» рассмотреть вопрос об учреждении общественной награды (наград) за выдающийся вклад в деле борьбы с незаконным оборотом товаров, в том числе с оборотом фальсифицированной и пиратской продукции.
-
В области формирования кадрового потенциала в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности отмечаем необходимость:
-
Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС разработать профессиональные стандарты в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и борьбы с источниками формирования теневой экономики.
-
Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС разработать образовательные стандарты для подготовки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции и борьбы с источниками формирования теневой экономики.
-
Рекомендовать государствам-членам ЕАЭС провести комплексные фундаментальные межгосударственные исследования по проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции и борьбы с источниками формирования теневой экономики.
-
Государствам-членам ЕАЭС создать единый реестр объектов интеллектуальной собственности.
-
Рекомендовать Международной ассоциации «Антиконтрафакт» ежегодно проводить Международный конкурс идей «Молодежь за цивилизованный бизнес» на лучшую молодежную работу по проблемам противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, борьбы с источниками формирования теневой экономики, итоги которого подводить в канун проведения очередного Международного форума «Антиконтрафакт».
-
В сфере противодействия незаконному обороту продукции пищевой промышленности отмечаем необходимость:
-
Разработать систему противодействия фальсификации пищевых продуктов, включающую профилактику, выявление и принятие санкций к изготовителю фальсифицированной продукции.
-
Создать методику проведения репрезентативного мониторинга, на наличие фальсифицированной продукции, позволяющую с высокой степенью достоверности экстраполировать полученные результаты.
-
Разработать алгоритм выявления фальсифицированной продукции.
-
Разработать новые и внести изменения в действующие нормативные документы (ТР ТС, ГОСТ), позволяющие выявлять признаки фальсификации пищевых продуктов
-
Сформировать и утвердить список экспертов по установлению и отнесению продукции в разряд фальсификата.
-
В сфере противодействия незаконному обороту продукции в области здравоохранения отмечаем необходимость:
-
Усилить национальные законодательства, внедряя комплексные меры по борьбе с нелегальной продукцией, в том числе стандарты обеспечения качества и систему прослеживания оборота фармацевтической и медицинской продукции, а также разрабатывать специальные нормативные положения для контроля за продажей медикаментов и других жизнено важных товаров посредством сети«Интернет».
-
Рассмотреть возможность подписания и ратификации Конвенции Совета Европы по фальсификации средств медицинского применения и сходным преступлениям, угрожающим здоровью населения - Медикрим.
-
Усилить межведомственное и межгосударственное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту медицинской продукции.
-
В сфере противодействия незаконному обороту продукции химической промышленности, в том числе парфюмерно-косметической продукции, отмечаем необходимость:
-
Констатировать, что производство и распространение контрафактной продукции является хорошо налаженным преступным бизнесом, носящим международный характер. Это требует усиления взаимодействия правоохранительных и таможенных органов государств-членов ЕАЭС в этой сфере с привлечением наиболее ответственных бизнес ассоциаций путем формирования в рамках ЕЭК специального консультативного органа, который мог бы вырабатывать рекомендации по совершенствованию механизмов борьбы с оборотом контрафактной продукции.
-
Усилить контроль за производством и распространением контрафактной продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, этому должно способствовать формирование новых или усиление действующих специализированных подразделений по борьбе с контрафактом в правоохранительных органах государств-членов ЕАЭС.
-
Усовершенствовать процедуру уничтожения конфискованной контрафактной продукции, в частности, обеспечить допуск правообладателей к процедуре уничтожения конфискованной контрафактной продукции.
-
Решить проблему уничтожения средств производства и другого оборудования, используемого для производства контрафактной продукции, так как зачастую захваченное в рамках проведения операций производственное оборудование возвращается законному владельцу, якобы ничего не знавшего о его незаконном использовании.
-
Внести в уголовное законодательство положения, гарантирующие уничтожение оборудования, используемого для производства контрафактной продукции.