Видео

Новости

Миллионы или сотни миллионов? Нельзя назвать даже примерный ущерб «КАМАЗа» от контрафакта


В Казани возбуждено уголовное дело, связанное с производством контрафактных запчастей для грузовиков КАМАЗ. Основным фигурантом стало ООО «Автокомпонент». Компания, зарегистрированная в Казани, нелегально выпускала в Набережных Челнах поршни и головки цилиндра, которые поставлялись по всей России и даже за рубеж.

В Казани возбуждено уголовное дело, связанное с производством контрафактных запчастей для грузовиков КАМАЗ. Основным фигурантом стало ООО «Автокомпонент». Компания, зарегистрированная в Казани, нелегально выпускала в Набережных Челнах поршни и головки цилиндра, которые поставлялись по всей России и даже за рубеж.

Когда автокомпонент опасен для машины

3 сентября 2019 года сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ при силовой поддержке ОМОН провели оперативно-розыскные и следственные мероприятия по месту нахождения производства ООО «Автокомпонент». В результате были обнаружены: цех по производству цилиндро-поршневых групп, цех литья чугуна и стали, а также были изъяты литейные оснастки для производства поршней, бухгалтерская и иная документация, компьютерная техника и более тысячи штук готовой продукции под маркой «КМЗ».

Как рассказал «Вестям КАМАЗа» директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ» Альберт Валиуллин, предшественник ООО «Автокомпонент» — предприятие «Камский моторный завод» в 2016-м году было признано банкротом. Производить и продавать продукцию под маркой «КМЗ» стал ООО «Автокомпонент». Стоит отметить, что правообладателем этой торговой марки был и остаётся предприниматель Ильгиз Шамсиев. Основным видом деятельности его ИП является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. И хоть юридически он к «Камскому моторному заводу» и «Автокомпоненту» отношения не имеет, остается только гадать, почему эти предприятия производили продукцию с принадлежащим ему товарным знаком «КМЗ» без лицензионного договора на право использования.

 

В 2017 году сотрудники правоохранительных органов закупили у ООО «Автокомпонент» образцы топливных баков и поршней, патентообладателем которых является ПАО «КАМАЗ». После проведённого расследования Следственный комитет возбудил в отношении директора предприятия «Автокомпонент» Сергея Захарова уголовное дело по статье 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав». Тогда ПАО «КАМАЗ» оценил ущерб, нанесённый действиями «Автокомпонента» на сумму порядка 2,8 миллионов рублей.

 

Но ответчик в добровольном порядке в полном объеме выплатил «КАМАЗу» компенсацию за незаконное пользование патентом. Сергей Захаров был освобожден от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа.

 

В январе 2018 года Арбитражный суд Татарстана вынес определение по делу об утверждении мирового соглашения, согласно которому «Автокомпонент» не имеет права производить поршни и топливные баки без заключения лицензионного договора с ПАО «КАМАЗ».

 

Выдержка из документа:

 
 

Несмотря на это, предприятие продолжило выпуск контрафактной продукции под торговой маркой «КМЗ», чем нарушило условия мирового соглашения.

Как рассказал «Вестям КАМАЗа» директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ» Альберт Валиуллин, сотрудники автогиганта в течение 2018 года неоднократно обращались в «Автокомпонент» с предложением заключить лицензионный договор, отправляли проект документа. В ответ компания отправила свой вариант проекта, но его условия не устраивали «КАМАЗ». Документ так и не был подписан. Тем временем, согласно открытым источникам информации, за 2018 год доход ООО «Автокомпонент» составил более 1 млрд. 300 млн. рублей.

 

Каталог и упаковка продукции «КМЗ» указывает на ООО «Автокомпонент»

В марте 2019 года в Набережных Челнах было создано новое предприятие с уже знакомым названием — ООО «Камский моторный завод», директором которого стал Сергей Курин.

В отношении предприятия «Автокомпонент» отделом судебных приставов № 1 по Советскому району Казани УФССП России по РТ начаты исполнительные производства о взыскании налогов и сборов, включая пени на общую сумму более 18 млн. рублей.

«Прежнее предприятие «Камский моторный завод» прекратило свою деятельность 5 февраля 2016 года в связи с банкротством имея задолженность перед налоговой в размере почти 75 млн. рублей и перед управлением пенсионного фонда в размере более 15 млн. рублей. Повторит ли «Автокомпонент» участь своего предшественника, покажет время», - отметил Альберт Валиуллин.

28 августа 2019 года первым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Татарстану было вновь возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав» (в крупном размере) в отношении директора ООО «Автокомпонент» Сергея Захарова и его подельников. В этот раз ущерб оценен в сумму порядка 17 млн. рублей и это — не окончательная цифра.

 

Реклама продукции «КМЗ» на улицах города Набережные Челны

 
 
 

Сейчас сотрудники правоохранительных органов изучают документы и информацию, хранящуюся на изъятых компьютерах. Также в ходе последнего посещения производственных цехов были обнаружены и изъяты вновь произведенные образцы продукции. В рамках расследования этого дела также будет проведена независимая экспертиза и оценка её качества.

 
По данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности «Автокомпонента» является литьё чугуна, а дополнительными — литье стали и литье легких металлов, основным видом деятельности «Камского моторного завода» указано литьё стали, дополнительными — производство чугуна, стали и ферросплавов, литье легких металлов и прочих цветных металлов.
 
Фото с литейного производства ООО «Автокомпонент» (ООО «Камский моторный завод»)

Согласно закону, опасные производственные объекты, на которых получаются и используются расплавы черных и цветных металлов, подлежат регистрации в государственном реестре, а организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.

В ходе расследования Ростехнадзор провёл проверку и подтвердил, что деятельность ООО «Автокомпонент» и ООО «Камский моторный завод» по литью стали, чугуна, цветных металлов не лицензирована. Вся отлитая на ООО «Автокомпонент» и ООО «Камский моторный завод» продукция, в том числе за прошедшие годы, теперь считается произведённой незаконно. Ущерб, причиненный государству, оценен в размере более 200 млн. рублей. В настоящее время уголовное дело по 171-ой статье УК РФ «Незаконное предпринимательство» (в особо крупном размере) пока возбуждено только в отношении руководителя ООО «Автокомпонент», но следствие продолжается.

«Защита от контрафакта — головная боль любого предприятия»

Этот случай — только один из массы нарушений интеллектуальных прав ПАО «КАМАЗ». Как отмечает директор департамента защиты ресурсов автогиганта Альберт Валиуллин, сотрудники его подразделения проводят планомерную работу по выявлению подобных случаев несоблюдения закона совместно с юристами ПАО «КАМАЗ», которые представляют интересы компании в правоохранительных и контролирующих органах, а также в судах.

 

В этом году по 11 фактам нарушители привлечены к административной ответственности. Трём фирмам вынесены предостережения о недопустимости нарушения законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Также в адрес правоохранительных органов направлены заявления с просьбой провести проверку в отношении 13 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по которым решения ещё не приняты.

 
 

В производстве у службы судебной работы ПАО «КАМАЗ» за девять месяцев этого года было 114 дел, касающихся защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. По некоторым из них судом уже вынесены решения. Так, за нарушение патентных прав на полезную модель «Вал первичный делителя передач», привлечены к административной ответственности директор ООО «КАМАШЕСТЕРНЯ» и ИП Слукин П.А.

За нарушение патентных прав привлечен к административной ответственности директор ООО «Автотехнология» Березин Д.Н. Суд установил, что его компания занималась незаконным изготовлением топливных баков к автомобилю КАМАЗ.

 
 

Предостережение прокуратуры о недопустимости нарушения закона направлено в адрес индивидуального предпринимателя Зариповой Ф. Р., в этом случае реализовывалась продукция с нарушением прав на патент ПАО «КАМАЗ» «Муфта выключения сцепления».

За незаконное использование товарного знака «КАМАЗа» на упаковке привлечена к административной ответственности Язкарова Г.Г. Также за нарушение прав на товарные знаки на кепке административное наказание наложено на продавца ИП Насретдинова.

 

Кроме того, направлено 31 исковое заявление с требованиями о взыскании компенсации и запрете использования товарного знака в фирменном наименовании и доменном имени. Часть нарушителей добровольно возместили причинённый ущерб за незаконное использование товарного знака «КАМАЗ», также по решению суда взыскано 5,7 млн. рублей. Например, обязательство выплатить штраф размером в 100 тысяч рублей за незаконное использование товарного знака в фирменном наименовании общества наложено на ООО «Трак-Сервис» (ранее ООО «Движение-КАМАЗ»).

 

Компания «КАМАЗ» часто выходит на правительственном, законодательном уровне со множеством инициатив, направленных на борьбу с контрафактом.

Значительное внимание в своей работе этому направлению уделяет заместитель генерального директора автогиганта по безопасности Ильдар Шамилов, который практически с нуля выстроил всю деятельность по борьбе с контрафактом на «КАМАЗе».

Он возглавляет Комитет по экономической безопасности некоммерческого партнерства «ОАР», деятельность которого направлена на совершенствование нормативно-правовой базы и обеспечение экономической безопасности работы предприятий автомобилестроения.

Также Ильдар Шамилов на протяжении нескольких лет представляет «КАМАЗ» на ежегодных международных форумах «Антиконтрафакт», на которых обсуждаются проблемы и механизмы защиты рынков ЕАЭС от незаконного производства и оборота промышленной продукции, в том числе контрафактной и фальсифицированной, вопросы обеспечения защиты авторских прав и интеллектуальной собственности.

 

Правоохранительные и контролирующие органы Набережных Челнов совместно проводят планомерную работу по защите интеллектуальных прав правообладателей города, в том числе ПАО «КАМАЗ».

«При прокуратуре города Набережные Челны создан координационный совет, в который входят сотрудники прокуратуры, следственного комитета, ФСБ, полиции, а также представители «КАМАЗа», — рассказал директор департамента защиты ресурсов ПАО «КАМАЗ» Альберт Валиуллин. — Одним из важных направлений деятельности совета является обсуждение и выработка мер, направленных на защиту интеллектуальных прав правообладателей. Защита от контрафакта — это головная боль любого производителя. Все компании действуют в этом направлении по-разному, но все стараются делать качественную продукцию и продавать через свою дилерскую сеть. Китай на контрафакте «сидит», там целая деревня производит неоригинальные запчасти Даймлер, МАН... Это проблема — общемировая».

«Ущерб наносится серьёзный, но даже примерно посчитать убытки «КАМАЗа» невозможно, процент погрешности может быть огромным, — отмечает Альберт Валиуллин. — Набережные Челны – это Мекка запчастей. Все думают, что здесь производят запчасти, все сюда за запчастями едут. На этом фоне у нас «расплодилось» большое количество ИП, которые занимаются контрафактом. Объёмы продаж этих контрафактных запчастей – немаленькие. Если бы на рынке не было этих контрафактных запчастей, у нас продажи очень заметно были бы больше».

«Гарантировать качество запчасти в таких ИП-шках и «шарашкиных конторах» мы не можем. Мы подтверждаем качество запчастей только в ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» и в специализированных сервисных центрах».

Альберт Валиуллин

За контрафактными деталями – деньги потребителей и жизни людей

Как отмечают сотрудники предприятия, контрафактные запчасти в большинстве случаев приобретают из-за их более низкой цены. Но в то же время экономия в 150 рублей при покупке запчасти приводит к увеличению затрат на ремонт автомобиля в шесть раз. Испытания, проведённые сотрудниками предприятия показывают, что оригинальные запчасти KAMAZ работают на 50-70% дольше.

На «КАМАЗе» понимают, что не каждый владелец «повидавшего виды» грузовика захочет покупать пусть даже самую качественную, но дорогую оригинальную запчасть. Поэтому для владельцев постгарантийной техники «КАМАЗ» разработал специальную линейку продукции под торговой маркой «KAMAZ-ЭКОНОМ».

 

Сотрудники компании отмечают, что это —оригинальные запасные части по доступной цене, рекомендованные к применению и одобренные ПАО «КАМАЗ», которые значительно качественнее альтернативной продукции сторонних компаний и имеют меньший износ при эксплуатации.

Использование контрафактных запчастей может принести не только финансовые потери. Часто в таких случаях страдает безопасность автомобиля, водителя и других участников дорожного движения.

 

Напомним, в 2016 году на трассе Астрахань-Махачкала произошло чудовищное ДТП. В пассажирский автобус влетел прицеп, который оторвался от мчащегося навстречу КАМАЗа. Крюк тягово-сцепного устройства разрушился прямо на ходу: прицеп после отрыва выехал на встречную полосу и столкнулся с пассажирским автобусом. В аварии погибли 10 человек, ещё 11 получили серьёзные травмы и увечья.

 

В ходе судебного разбирательства было выявлено, что параметры тягового крюка и сцепной петли не соответствуют нормативным требованиям безопасности к техническому состоянию. Эксперты установили, что на поверхности разрушения крюка присутствовали дефекты производства, которые могли стать причиной разрушения. В ПАО «КАМАЗ» был направлен запрос по этим фактам.

 

В результате анализа представленных материалов специалисты автогиганта выявили, что сцепное устройство, ставшее причиной ДТП, не соответствует продукции, производимой ПАО «КАМАЗ». В частности, на разрушившемся крюке отсутствуют месяц и год изготовления, эмблема кузнечного завода «КАМАЗа» и номер детали, а также имеется маркировка, не использующаяся на камазовских поковках. В итоге, в ходе разбирательства Тарумовским районным судом Республики Дагестан было доказано, что ДТП произошло в связи с использованием контрафактных запасных частей.

«Борьба с контрафактом является одной из основных наших задачa. Эта работа ведётся в том числе и в целях повышения безопасности дорожного движения, так как несертифицированные и контрафактные запчасти могут привести к трагедиям на дорогах».

Руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев

фото: Виталий Зудин, azkamaz.ru, porshen.ru

 

 

Добавить комментарий
Ваше имя
 
 
E-mail
 
 
Сайт
 
 
Комментарий
 

Комментарии
 
Защитить товары от контрафакта поможет интерактивная система защиты от подделки «Антиконтрафакт»






 
 
Члены международной ассоциации